Основные этапы адаптации персонала

Приход нового сотрудника в коллектив чреват, как правило, множеством проблем, главная из которых – адаптация. Сегодня существует масса механизмов, разработанных специально для достижения хороших результатов в этом направлении. Какие этапы и виды адаптации персонала существуют? Как они работают? Что в себя включают? Обо всем этом, но в углубленном формате читайте далее.

Какие этапы включает адаптация нового сотрудника?

Главная цель и само понятие адаптации – в максимально сжатые сроки адаптировать нового специалиста к сотрудничеству в новом для него коллективе, и добиться, чтобы он мог как можно скорее и с максимальной эффективностью приступить к выполнению своих обязанностей.

Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  • ознакомительный;
  • приспособление;
  • ассимиляционный;
  • заключительный.

Работодатель при этом имеет ряд преимуществ, поскольку процесс позволяет добиться:

  • сокращения кадровой текучки;
  • положительного настроя в коллективе;
  • повышение результативности и эффективности коллектива и новичка в организации.

Для реализации процесса разработана специальная метода, которая состоит из нескольких периодов.

Длительность каждого отдельного этапа адаптации зависит от ряда факторов:

  • размеров предприятия/организации;
  • объема работ, с которым необходимо ознакомиться новому сотруднику;
  • направленность деятельности отдела/подразделения в который поступил новый работник и пр.

Но, в основном, адаптационный период заканчивается к окончанию испытательного периода.

Ознакомительный этап адаптации сотрудника в организации

Ознакомительный период состоит из трех частей:

  • Предварительная подготовка персонала. Задача – подготовить работника к выходу на работу. В процессе проясняются первичные, но важные нюансы: график работы, специфика и особенности работы и обязанностей, ознакомления с требованиями и пр.;
  • Вводный инструктаж персонала. В стандарте проводят в первый рабочий день новобранца. Задача – знакомство с коллективом, с самой организацией и необходимой для работы документацией;
  • Ознакомительный период. Цель – ознакомить новый персонал с функционированием всей организации, отдела или нескольких подразделений, обозначить участок работ. Проводят обычно в течение первой недели работы.

Цель и главный принцип ознакомительного срока в организации — максимально комфортное и мягкое вхождение нового члена в коллектив. На ознакомительном этапе в организации должно сформироваться четкое осознание — удобно ли работать сотруднику на данной должности в компании?

Работодатель со своей стороны в ознакомительный период оценивает правильность своего выбора, и в процессе вхождения сотрудника может рассматривать внимательно выбранную кандидатуру: оценивать уровень потенциала, профессиональных навыков и пр.

Этап приспособления персонала

Цель этапа приспособления персонала – максимальное приспособление к новым условиям, ознакомление с микроклиматом в рабочей среде, детальное изучение всей системы управления. В период приспособления новичок адаптируется не только к самой организации, но к своей новой должности и заодно выстраивает коммуникации в новом трудовом коллективе.

Приспособление — крайне важный этап адаптации персонала на протяжении которого формируется характер взаимодействия новичка с коллективом и руководством организации. Обычно на подобное приспособление уходит весь первый месяц работы. Отлично помогают приспособиться новичку коллективные мероприятия.

Ассимиляционный этап адаптации сотрудника

Ассимиляционный этап адаптации персонала можно назвать – функциональным, т.е. в процессе ассимиляционного срока сотрудник уже полностью оправился от первичного стресса и приступает к полному освоению должностных обязанностей. Происходит полная стабилизация работы и формируются гармоничные и устойчивые отношения в коллективе.

В ассимиляционный период менеджер по персоналу должен контролировать график соблюдения выстроенного плана работы с новичком. При необходимости сотрудника направляют на курсы повышения квалификации. Ассимиляционный процесс длится до окончания испытательного периода.

Завершение адаптации сотрудника в организации

Завершение адаптации персонала происходит за две недели до окончания испытательного срока. Процедура в этот период подразумевает беседу менеджера по персоналу в содействии с куратором по части соответствия новичка занимаемой должности, т.е. подводятся итоги. В случае негативной оценки деятельности выслушиваются доводы, при положительной — проводят составление и разработку программы развития работника с индивидуальным подходом к вопросу.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 350-88-72 — все регионы РФ.