Традиционные и нетрадиционные методы адаптации персонала

Любой рабочий коллектив представляет собой социальную единицу. Соответственно, в ней существуют сложившиеся нормы поведения, взаимоотношения между сотрудниками. Помимо таких составляющих, в отношении каждого работника действуют еще и корпоративные правила.

Во многом, именно корпоративные правила определяют повседневное поведение персонала. Это касается стиля и цвета одежды, способов ведения переговоров с клиентами и так далее.

Очевидно, что новый сотрудник не знаком с действующими правилами и ему предстоит попасть в новую среду и приспособиться к ее условиям. Такой процесс называется профессиональной адаптацией персонала. И в интересах работодателя, чтобы сотрудник прошел данный этап быстро и безболезненно.

Основные методы адаптации

Профессиональная адаптация персонала заключается в ознакомлении сотрудника с существующими правилами и оказании ему помощи в приспособлении к ним. При этом профессиональная адаптация персонала выражается в нескольких направлениях. Новому работнику предстоит узнать и принять в качестве собственных, целый комплекс норм поведения и ценностей.

Поэтому, существует несколько методов для персонала, которые позволяют привыкнуть к новой обстановке и быстро овладеть необходимыми навыками.

Методы условно разделяются на традиционные и нетрадиционные. Однако основные из них следует указать более подробно:

  • нужно ознакомить вновь прибывшего сотрудника с расположением помещений, структурой штата предприятия. Это даст ему основную информацию о коллективе и месте его работы;
  • необходимо рассказать и показать, как работает техника. Если имеются нюансы, то на них следует акцентировать его внимание;
  • рабочее место очень важно. Поэтому необходимо показать то, где он будет работать и объяснить, как именно будет проходить трудовой день нового сотрудника;
  • знакомство с коллективом имеет большое значение. Не нужно пускать этот процесс на самотек. Надо представить нового работника остальному персоналу. Целью является создание основы для неформальных отношений и более легкого взаимодействия в процессе осуществляется трудовых функций;
  • помимо указанных основных элементов, рекомендуется обратить внимание на незначительные детали. Например, рассказать, где лучше обедать или раскрыть небольшие профессиональные секреты. Это положит начало доверительным отношениям и облегчит привыкание к новому месту.

Подобные правила нужно объяснять каждому. Это даст работнику быстро привыкнуть к новой для себя среде и начать успешно трудиться.

Традиционные методы адаптации персонала

Традиционные профессиональные методы довольно стандартны и однообразны. Но без традиционных способов обойтись невозможно. Традиционные способы заключаются в подаче нужной информации о штате организации, руководстве, рабочем времени.

Это своего рода вводный инструктаж, который и представляют собой форму традиционной адаптации. Традиционные методики универсальны и одинаковы и отношении всех сотрудников. В ходе подачи информации, сотрудник получает сведения о своих задачах, знакомится с должностной инструкцией.

В целом, он усваивает комплекс традиционных норм поведения, которые будут определять его дальнейшую работу.

Нетрадиционные методы адаптации персонала

Нетрадиционные методы более гибкие и разнообразные. Некоторые предприятия разрабатывают справочники новичка. Это сборники норм поведения включают сведения о форме одежды, взаимоотношениях с коллегами и руководством. В частности, там рекомендуется, как нужно обращаться к остальным сотрудникам.

Излагаются рекомендации по манере говорить, общаться и так далее. Нередко, предприятие проводит тренинги и семинары с участием персонала и нового сотрудника. Они позволяют узнать ближе коллектив, более глубоко понять принципы работы и привыкнуть к ним.

Преимущества и недостатки адаптации персонала

Необходимо указать, что применение данных методов является совершенно необходимым. Ведь невозможно представить ситуацию, когда новому сотруднику ничто ничего не объясняет. При этом с него требуют высоких показателей и результативности труда. Поэтому, методы в той или иной форме применяются во всех организациях.

Другой вопрос в том, насколько они полны. Представляется, что использование сочетание традиционных и нетрадиционных способов профессиональной адаптации наиболее эффективно. Среди плюсов можно отметить быстрое привыкание, принятия правил поведения. Следовательно, сотрудник быстрее поймет, что от него требует руководство и быстрее начнет работать в полную силу. Соответственно, отдача от его труда придет быстрее.

Методы профессиональной адаптации персонала в России

Если говорить о производственных предприятиях и бюджетных организациях, там применяются традиционные профессиональные способы. Работнику разъясняется действие техники, оснащение. Он получает сведения о коллективе, зарплате, распорядке дня. А остальные варианты профессиональной адаптации применяются уже стихийно в рамках неформального общения с коллегами.

Нетрадиционные способы профессиональной адаптации применяются только в продвинутых коммерческих компаниях по инициативе руководства. Но можно сделать однозначный вывод о том, что использование профессиональных методов из обеих групп, является наиболее правильным.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 350-88-72 — все регионы РФ.