Перерасчет коммунальных услуг: основания, образец заявления

Отношения потребителей коммунальных услуг с поставщиками не всегда бывают гладкими. Виной тому могут быть как некачественные услуги ЖКХ, так и недобросовестное погашение платежей. В некоторых случаях оформляется процедура перерасчёта коммунальных услуг. Но каковы основания для перерасчёта? Куда обращаться для предоставления этой услуги? Какие документы для этого нужны? Поговорим об этом детально.

Основания

Процедура перерасчёта платежных ведомостей коммунальных услуг регламентируется следующими нормативными актами:

Перерасчет за коммунальные услуги по 354 постановлению производится как по ходатайству жильца квартиры, так и по решению домоуправляющей организации. Основания для рассматриваемой операции могут быть следующими:

  • Предоставление некачественных коммунальных услуг со стороны домоуправляющего органа;
  • Отсутствие в квартире жильцов;
  • Прерывание в предоставлении услуг ЖКХ;
  • Мошенничество со стороны потребителя.

Если в первых трёх ситуациях перерасчёт производится в пользу потребителя, то в третьем случае — в пользу поставщика коммунальных услуг.

Куда обращаться?

Перерасчётом платежей за коммунальные услуги занимается компания, которая эти услуги предоставляет. Если жилец или собственник жилплощади решает прибегнуть к данной операции, ему необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Собрать важную документацию;
  • Оформить заявление;
  • Направить пакет документов в компанию домоуправления;
  • В случае положительного решения — оформить перерасчёт.

Пакет документации напрямую зависит от причины, по которой производится перерасчёт.

При временном отсутствии

Чтобы оформить перерасчет квартплаты в связи с отсутствием жильца, необходимо собрать доказательные акты. В качестве доказательств могут послужить:

  • Транспортные билеты (например, если гражданин ездил в путешествие или в командировку);
  • Счета (гостиничные);
  • Справка о пребывании в больнице;
  • Временная регистрация в ином субъекте Российской Федерации;
  • Ксерокопия страницы из загранпаспорта с визой и отметками о датах отъезда и прибытия;
  • Справка из садового товарищества;
  • Иные акты, свидетельствующие об отсутствии физического лица в квартире.

Процедура перерасчета коммунальных счетов в связи с временным отсутствием гражданина производится в общем порядке.

При некачественном обслуживании

Чтобы произвести перерасчет коммунальных услуг при некачественном обслуживании необходимо удостовериться, что допустимо оформить претензию в домоуправление, предоставляющее услуги сомнительного качества на следующих основаниях:

  • В системе водоснабжения неверное давление;
  • Показатели силы электрического тока отклоняются от нормы ГОСТа;
  • Температура в жилом помещении не превышает 18-20 градусов по Цельсию;
  • Давление в газовых трубах не соответствует нормам.

Также допустимо обращение с целью оформления перерасчёта, если имеет место существенный сбой подачи коммунальных услуг — с остановками более чем на 8 часов.

Порядок осуществления перерасчета за отопление

Перерасчёт за отопление осуществляется как в пользу поставщика, так и в пользу потребителя. Домоуправляющая организация уполномочена осуществить рассматриваемую операцию в свою пользу, если:

  • Необходимые проверки по вине потребителя не осуществлялись в положенный срок;
  • Пломбы счётчиков повреждены;
  • Собственник квартиры или его фактические жильцы самовольно нарушили целостность батарей или трубопровода.

При перерасчёте в случае полного или частичного повреждения пломбы, учитывается количество жильцов квартиры. Во всех иных случаях перерасчёт за коммунальные услуги осуществляется в стандартном порядке.

Рассматриваемая операция в пользу потребителя производится в случаях:

  • В отопительный период температура в жилом помещении не поднимается выше 18 градусов (в холодных регионах — выше 20);
  • Временной период приостановки подачи тепла по причине аварии превышает единовременные 16 часов и общие за месяц — 24.

Соответственно, если услуги по отоплению предоставлены некачественно или с серьёзными перебоями.

С целью обнаружения недобросовестной работы органов домоуправления, необходимо сделать следующее:

  • Потребовать в домоуправлении учётные карточки теплоснабжения;
  • Собрать квитанции и чеки об оплате за предыдущий период;
  • Уточнить метраж жилых и нежилых помещений жилища.

Также в целях проверки запрашивается проведение экспертизы. Если домоуправляющая компания отказала в предоставлении эксперта, её можно произвести самому. В итоговом акте указываются следующие сведения:

  • Дата проведения экспертизы;
  • Площадь жилых и нежилых помещений квартиры или дома в квадратных метрах;
  • Температурные показатели в каждом из помещений;
  • Временной промежуток, в течение которого теплоэнергия подавалась некачественно.

Время, зафиксированное в действительном документе, является точкой отсчёта нарушений. Акт составляется в произвольной форме, и в итоге направляется в домоуправление.

Необходимые документы

Для осуществления перерасчёта платежей за предоставление коммунальных услуг понадобятся следующие документы:

  • Удостоверение личности потребителя;
  • Заявление на проведение перерасчёта;
  • Правоустанавливающие акты на недвижимое имущество;
  • Доказательная документация (квитанции, результаты экспертизы, билеты и т. д.).

Все предоставляемые документы (кроме квитанций и билетов) преподносятся уполномоченному лицу домоуправления в виде оригиналов и ксерокопий.

Заявление

Заявление на перерасчёт выплат за коммунальные услуги оформляется письменно, разборчивым почерком, без помарок и исправлений. В данном документе в обязательном порядке должны быть пункты следующего содержания:

  • Наименование организации, куда направляется документ;
  • ФИО заявителя полностью (без сокращений и инициалов);
  • Адрес потребителя коммунальных услуг;
  • Текст заявления с просьбой о проведении перерасчёта с подробным указанием причин;
  • Перечень прилагаемой доказательной документации с указанием периода, в течение которого коммунальные услуги предоставлялись некачественно;
  • Дата подачи заявления и личная подпись заявителя.

Рассматриваемый документ передаётся в домоуправляющий орган по месту жительства. Там его изучает уполномоченная комиссия, и в течение 5 суток выносит решение о проведении или не проведении запрашиваемой процедуры. Образец заявления на перерасчет коммунальных услуг доступен по ссылке:

Срок

Если причиной подачи заявления о перерасчёте платы за коммунальные услуги является временное отсутствие жильца, оформить соответствующий документ необходимо в течение месяца с момента прибытия. В иных случаях заявление может быть подано в любой момент при наличии необходимой доказательной базы.

Перерасчёт производится на 6 месяцев. По истечении указанного срока допустимо продление процедуры.

Что делать, если отказали в перерасчете коммунальных услуг?

В случае отказа домоуправляющих органов произвести перерасчёт выплат за коммунальные услуги, необходимо потребовать от них отказной лист. На основании данного документа направляется жалоба в Прокуратуру по месту жительства или в Роспотребнадзор. Обычно после прокурорской или инициированной Роспотребнадзором проверки, поставщики услуг ЖКУ идут на встречу потребителям.

Однако, если не помогло и это, следует обратиться в суд на основании имеющихся доказательных документов и отказного листа.

Пример искового заявления предоставлен по ссылке:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):