Современные методы оценки персонала

Close-up of graphs and charts analyzed by business people

Со второй половины прошлого века на предприятиях активно стали применять научный подход к повышению эффективности работы сотрудников. Одним из важнейших аспектов данного подхода является необходимость оценить результативность персонала. Это обусловлено тем, что именно на основе проведенного анализа можно сделать выводы о том, какие меры для улучшения производства следует предпринять.

Оценка персонала — методы и средства

Чтобы правильно подобрать нужную методику, необходимо установить те критерии и показатели, по которым будет оцениваться сотрудник. Чаще всего ими становятся личностные характеристики, компетенция или квалификация работника.

Все методики можно разделить на две основные ветви — определение потенциала работника и его деловых качеств. Обе группы могут иметь схожие способы исследования, поэтому часто возникают ситуации, когда используемая методика ставит перед собой целью одновременное выявление и профессионализма работника, и его возможного потенциала.

В зависимости от преследуемых целей и поставленных критериев, все используемые методы также можно разделить на три группы:

  • качественные, которые используют описательную и сравнительную систему и не применяют количественные показатели;
  • количественные, в которых начисляется определенное значение;
  • комбинированные, в которых описание сочетается с количественными значениями.

Для объективной оценки применяют комплексный подход по разным методикам. Это позволяет получить всестороннюю характеристику работника.

Четыре экспертных качественных метода оценки персонала

Качественные методы дают возможность оценить деятельность работников с точки зрения описательных характеристик. К таким способам можно отнести четыре методики оценки персонала:

  • матричный — в этом случае создается модель идеального в данной должности работника, с которой и сравнивается имеющийся сотрудник;
  • система сравнения произвольных показателей — выбираются и сравниваются друг с другом достижения и неудачи оцениваемого;
  • выполнение поставленных задач — в этой ситуации эффективность работы оценивается по тому, как успешно выполняются установленные нормы;
  • 360 градусов — оценка сотрудника посредством анкетирования как его самого, так и всего его окружения.

Часто используется и групповые методики, к примеру собеседования и коллективное обсуждение. Однако они не всегда дают качественные данные и результаты.

Ассессмент-центр как метод оценки персонала

Оценка персонала методом Барышниковой подразумевает использование методики ассессмент-центра. Такой способ является одним из наиболее распространенных и достоверных вариантов оценить работника. Его суть заключается в моделировании возможной ситуации, в которой требуется проявить те или иные навыки. По тому, как оцениваемый ведет себя, анализируется его поведение в реальных обстоятельствах.

Для объективного анализа посредством такой методики следует обратить внимание на следующие моменты:

  • устранение всех факторов, которые могут исказить полученные результаты;
  • исключение возможностей создания такой ситуации, когда испытуемый будет вести себя лучше, чем вел бы на самом деле;
  • все действия должны иметь четкое предписание и инструкции к требуемому поведению;
  • следует не допускать остановку выполнения предписанного задания ради выполнения другого.

Кроме данных аспектов предписывается также необходимость обеспечить равные условия для всех испытуемых. При соблюдении данных правил, такая методика будет объективной и достоверной.

Оценка персонала методом 360 градусов

Метод оценки персонала 360 градусов — это возможность качественного анализа оцениваемого через его окружение. В данном случае проводится комплексное анкетирование его самого, его коллег, подчиненных и непосредственного начальства.

Такой способ позволяет оценить эффективность сотрудника на всех уровнях. В зависимости от поставленных критериев, оцениваться может как профессионализм, так и личностные качества. Для оцениваемого данный вариант является отличной возможностью взглянуть на свою деятельность со стороны и скорректировать свое поведение согласно полученным данным.

Основным недостатком такой методики является субъективность. Также следует обратить внимание на анонимность анкетирования, в противном случае его эффективность может быть существенно снижена.

Нетрадиционные методы оценки персонала

Система оценки персонала эффективности работников и их деятельности постоянно совершенствуется. Современные методы часто не показывают тех результатов, которые помогли бы усовершенствовать управление персоналом. Поэтому многие работодатели обращаются к нетрадиционным методикам.

Данное понятие является условным обозначением тех способов, которые носят специфичный характер. Некоторые эксперты относят к таковым использование детектора лжи, тестов на алкогольную или наркотическую зависимость. Данные варианты обычно задействованы в тех учреждениях и должностях, которые связаны с повышенной ответственностью работника.

Нетрадиционные методики ориентированы на выявление психологического аспекта. Это могут быть тесты, анкеты, которые нацелены на психологический анализ личности.

Методы оценки персонала при приеме на работу

Оценка персонала при приеме на работу направлена в основном на выявление профессиональных навыков и потенциала сотрудника. Здесь могут использоваться следующие методики:

  • моделирование ситуаций — ассессмент-центр;
  • тестирование на профессионализм и общие личностные характеристики;
  • изучение биографии, анализ событий, которые могут отразиться на принятии решений;
  • проведение собеседований и интервью;
  • анализ рекомендаций.

Кроме данных вариантов также могут использоваться и нетрадиционные методы. Все они нацелены на выявление тех показателей, которые максимально близко соответствуют идеальной модели сотрудника на данной должности.

Методы подбора и оценки персонала — проведение собеседований

Проведение собеседования — один из наиболее распространенных способов оценить соискателя при приеме на работу. Правильное его проведение помогает раскрыть наиболее важные профессиональные и личностные аспекты. Рекомендуется проводить собеседование по следующему алгоритму:

  • создание удобной для соискателя обстановки;
  • структурная подготовка вопросов;
  • приветствие оцениваемого и изложение плана проведения собеседования;
  • предоставление информации о компании и должности;
  • обсуждение подготовленных вопросов;
  • указание на дальнейший план действий и сроки.

Собеседование должно проходить в непринужденной обстановке. Не рекомендуется превращать его в допрос с пристрастием.

Мнения об эффективности данного способа имеют разную точку зрения. Многие считают данный способ малоэффективным, поскольку соискатель может или показать себя лучше, чем есть на самом деле, или наоборот, теряться от вопросов и при хорошем профессионализме проявлять скромность.

Анализ методов оценки персонала

Анализ используемых методов оценки персонала является неотъемлемой частью совершенствования системы управления. Он нацелен на выявление эффективности деятельности соответствующих специалистов и улучшение их общих показателей.

Вопрос о том, с помощью какого метода оценки персонала рекрутер сможет оценить мотивацию кандидата, является достаточно актуальным. Многие руководители акцентируют на нем внимание по причине того, что именно стремление сотрудника к работе и его мотивацию они рассматривают как основополагающий фактор для его успешной деятельности.

Исходя из этого, анализ используемых методов оценки персонала часто направлен на то, чтобы разработать такие способы, которые будут охватывать не только текущие показатели эффективности работника, но и его мотивацию, стремление совершенствоваться и работать лучше.