Порядок заключения договора купли-продажи бизнеса

Процедура оформления договора купли-продажи бизнеса регламентируется в рамках общего порядка действий, предписанного статьями 559-566 Гражданского кодекса РФ. Данные положения регулируют действия, предпринимаемые покупателем и продавцом при совершении сделки. Ее юридическое оформление через договор купли-продажи бизнеса сопряжено с отдельными нюансами, определенными спецификой подобного приобретения.

Порядок заключения сделки

Процедура заключения сделки и оформления договора купли-продажи бизнеса определяется следующими этапами:

  • информирование всех участников или акционеров об инициации продажи;
  • получение письменного согласия или отказа от каждого дольщика;
  • при урегулировании разногласий и получении согласия всех участников или акционеров – подписание договора купли-продажи бизнеса;
  • оформление передаточных актов по мере получения денег и перехода собственности к новому владельцу;
  • оформление участниками протокола, учитывающего новую документацию.

На подготовительном этапе, предшествующем подписанию договора купли-продажи бизнеса, осуществляют следующие действия:

  • проводят инвентаризацию – подробную опись продаваемого имущества до совершения сделки;
  • составляют бухгалтерский баланс, определяющий финансовое состояние предприятия;
  • при необходимости проводят независимую аудиторскую проверку, подтверждающую имеющиеся сведения о деятельности компании;
  • выявляют всех кредиторов и должников.

Данные действия позволяют на основе полученных данных составить представление о состоянии предприятия. Сопутствующие документы прилагаются к договору купли-продажи бизнеса.

Оформление договора купли-продажи

Договор купли-продажи бизнеса оформляется с учетом предписаний Гражданского кодекса. Внимание следует обратить на следующие аспекты:

  • форма оплаты – для продавца приоритетнее двухэтапный расчет с предварительным взносом и окончательным внесением средств, рассрочка допускается законодательством, но выгодна только покупателю;
  • отчетность о финансовом состоянии предприятия, отсутствии нарушений – данный момент выявляется проверкой и закрепляется соответствующей документацией;
  • учет соглашений и договоренностей с партнерами компании, их актуальность и юридическое оформление;
  • отсутствие разногласий и споров с физическими или юридическими лицами – данный аспект сложно отследить, но по возможности следует получить информацию о возможных конфликтах.

При оформлении соглашения о покупке бизнеса, кроме основных предписаний учитывают и правовые нормы, представленные следующими положениями Гражданского кодекса:

  • статья 559 ГК РФ определяет, что по соглашению к новому владельцу переходит предприятие, продукция, работа, но лицензии на определенную деятельность не передаются через покупку;
  • по ст 560 соглашение составляется в одном экземпляре в письменном виде с приложением соответствующих документов, обязательна государственная регистрация договора купли-продажи бизнеса;
  • по статье 561 состав и стоимость предприятия определяются проведенной инвентаризацией.

Также статья 561 ГК РФ предписывает следующий перечень документов, включаемых в договор купли-продажи бизнеса:

  • акт инвентаризации с перечнем имущества предприятия;
  • бухгалтерский баланс по финансовому состоянию;
  • заключение независимого эксперта по результатам аудиторской проверки;
  • перечень кредиторов и задолженностей, размер и сроки погашения обязательств.

При оформлении договора купли-продажи бизнеса внимание следует уделить реквизитам и личной информации сторон. Все данные указываются в соответствии с документацией, наличие ошибок или несоответствий делает соглашение недействительным.

Скачать образец договора купли-продажи бизнеса

Особенности процесса

Главной особенностью оформления договора купли-продажи бизнеса и реализации предприятия является юридическое сопровождение сопутствующих действий. Таковое ставит перед собой следующие цели:

  • установление правового статуса реализуемого предприятия;
  • выявление документальных несоответствий, а также препятствий к продаже, на основании которых сделка может быть признана недействительной;
  • регламентация долговых обязательств во избежание неправомерных требований кредиторов;
  • обеспечение прозрачности соглашения.

Юридическое сопровождение оформления договора купли-продажи бизнеса определяется следующими особенностями:

  • проведение анализа и изучение всей документации предприятия, включая архивные данные;
  • осуществляется проверка основных соглашений и документов фирмы, касающихся ее деятельности, долговых обязательств и иных аспектов;
  • анализируется документация, дающая правовые основания для ведения деятельности, а также решающая кадровые вопросы предприятия.

Все аспекты фиксируются, и на их основе составляется договор купли-продажи бизнеса. Он учитывает проведенный анализ, отдельные его условия могут отображать моменты, касающиеся правовых вопросов и ответственности обеих сторон перед долговыми обязательствами или иными аспектами.

Особенности осуществления сделки в России

Особенности заключения договора купли-продажи бизнеса в России заключаются в недостаточной проработанности правовой базы подобных сделок. Выделяют следующие моменты, касающиеся подобных соглашений:

  • отсутствие прозрачности – использование оффшоров, подставных лиц, фиктивной деятельности;
  • отсутствие строгого распределения полномочий и управления, что не позволяет в короткий срок оценить состояние предприятия и эффективность его деятельности;
  • неформальные соглашения – многие аспекты в деятельности компании могут носить недокументированный характер.

Фиктивные и неформальные стороны финансовой деятельности осложняют процедуру анализа документации. Многие моменты не отображаются в договоре купли-продажи бизнеса, что влечет за собой неприятные последствия для покупателя. Во избежание таковых рекомендуется тщательно проверять деятельность приобретаемого предприятия, при необходимости пользоваться услугами квалифицированных брокеров.

Плюсы и минусы

Несмотря на наличие рисков в приобретении предприятия, оформление договора купли-продажи готового бизнеса имеет свои преимущества:

  • приобретается действующее предприятие, уже показавшее свою целесообразность и окупаемость в соответствующем сегменте рынка;
  • нет необходимости подыскивать здания и помещения для деятельности фирмы;
  • есть готовый штат сотрудников с определенным опытом и квалификацией;
  • имеется соответствующее оборудование, налаженное и готовое к производству;
  • соглашения о поставках и товарообороте также имеются и приобретаются в соответствии с договором купли-продажи бизнеса.

С преимуществами приобретения действующей компании выделяют и недостатки. Основные из них связаны с историей деятельности предприятия – несоответствия и ошибки в будущем могут создать определенные проблемы с последующим оформлением. Также следует учитывать долговые обязательства компании. При отсутствии должного оформления их сложно оспорить в суде.

В итоге основные недостатки приобретения предприятия по договору купли-продажи бизнеса сводятся к должному уровню документального оформления. Чтобы получить на руки хорошо отлаженную компанию, следует особое внимание уделить изучению ее деятельности. Для этих целей нанимают брокеров, специализирующихся в соответствующей сфере. Они проведут необходимые проверки и помогут оформить договор купли-продажи бизнеса с учетом индивидуальных особенностей организации.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):